Авиатранспортная отрасль России сейчас на подъеме — рост объемов перевозок у ведущих авиакомпаний превысил 20%, притом что и прошлый год был достаточно успешным. Неудивительно, что к отрасли начинают присматриваться крупные инвестиционные и управляющие компании. Наибольший интерес у них, безусловно, вызывает аэропортовый бизнес — как более прибыльный и отчасти более простой по сравнению с авиаперевозками. Однако успех в этой сфере в значительной мере определяется отношениями частных инвесторов с местными и центральными властями. Яркий тому пример — деятельность компании "Ренова" по реконструкции аэропорта "Кольцово" в Екатеринбурге.
На протяжении первого послеприватизационного десятилетия частный бизнес не обращал на аэропортовую деятельность почти никакого внимания. Причина, по словам одного из экспертов по авиационному бизнесу, в том, что в России с самого начала все было неправильно: государство — плохой собственник, а никакой мотивации для перевода аэропортов в сферу предпринимательской деятельности не было и нет. Существенную часть аэропортового комплекса составляет имущество, не подлежащее приватизации, такое как взлетно-посадочные полосы, рулежные дорожки, перроны, радионавигационное и светотехническое оборудование. Поскольку все эти объекты, как правило, требуют реконструкции, любой частный инвестор, если он не хочет ограничиваться косметическим ремонтом аэровокзала, неминуемо вступает в непростые отношения с государством.
Первый и наиболее известный пример внедрения частного бизнеса в реконструкцию аэропорта и его управление в России — деятельность группы "Ист Лайн" в московском аэропорту "Домодедово". Там все имущество, не подлежащее приватизации, было передано на баланс ГУП "Администрация аэропорта "Домодедово"", а ГУП в свою очередь передало это имущество в аренду группе "Ист Лайн" сроком на 75 лет. В принципе, подобная схема предусмотрена для всех крупных российских аэропортов, для чего уже несколько лет назад было создано ФГУП "Администрация гражданских аэропортов", но пока особых продвижений на этом пути не видно.