«КрасЭйр» создает «Авиасистему»

Идея государственно-частного партнерства (ГЧП) как перспективной формы взаимодействия бизнеса и государства активно пропагандируется представителями власти. Между тем отдельные успешные примеры ГЧП не только существуют уже сейчас, но и возникли задолго до появления этой аббревиатуры.

Так, красноярская авиакомпания "КрасЭйр", контрольный пакет акций которой принадлежит государству, на протяжении многих лет демонстрирует пример на редкость слаженного взаимодействия между чиновниками и частными акционерами. Особенно ярко это проявляется в ходе формирования альянса "Авиасистема объединенных маршрутов России", в который входят "КрасЭйр", "Домодедовские авиалинии" (ДАЛ), "Самара", "Сибавиатранс" и "Омскавиа".

В рамках альянса перечисленные авиакомпании получили от государства возможность свободно маневрировать парком воздушных судов, что позволяет существенно оптимизировать маршрутную сеть и расходы. Например, на ряде маршрутов ДАЛ летают Ту-154 "Омскавиа", до того много лет интенсивно работавшие в Иране на коротких линиях и существенно "выбившие" свой ресурс по взлетам-посадкам, — поэтому теперь их разумно ставить по возможности на более дальние маршруты.

В свою очередь, частные акционеры "КрасЭйр" при полном одобрении государства покупают акции авиакомпаний, входящих в "Авиасистему". Так, осенью прошлого года были куплены 49,6% акций ДАЛ и около 40% акций "Самары" (см. АТО # 55, стр. 5), при этом контрольные пакеты остались у государства. В мае акционеры "КрасЭйр" выкупили контрольный пакет акций приватизированной "Омскавиа".

Сейчас в рамках авиационного ГЧП обсуждается возможность более глубокого объединения компаний-членов "Авиасистемы". Варианты возможны разные: при слиянии "КрасЭйр" и ДАЛ государство сохраняет контрольный пакет, если же добавить остальных участников (либо объединяя их всех в новое юридическое лицо, либо обменивая их акции на акции холдинговой компании), то государство может и лишиться контрольного пакета в объединенной компании. По словам замминистра транспорта Александра Мишарина, в целом консолидационные инициативы в Минтрансе поддерживают, однако необходимо предусмотреть защиту интересов государства при слиянии.

Читайте также  Прирост пассажиропотока Емельяново в мае составил 22%

Объединение авиаперевозчиков сопровождается и процессом разделения авиапредприятия "КрасЭйр" на авиакомпанию и аэропорт, который должен завершиться в этом году (см. АТО # 56, стр. 56). В мае начался перевод имущества красноярского аэропорта "Емельяново" (большой части производственных площадей и технологических процессов) в новое юридическое лицо — ООО "ЭРА", учрежденное в январе 2005 г. несколькими авиакомпаниями. В конце марта это решение прошло согласование в центральном аппарате Федеральной антимонопольной службы (ФАС). Как говорит замначальника управления ФАС по Красноярскому краю Олег Харченко, проводится "установление фактической группы лиц, которая будет влиять на процесс, с учетом того, что в акционерном капитале "КрасЭйр" крупный госпакет, а в ООО "ЭРА" — госпакета нет". В целом "процесс реструктуризации для федеральных контролирующих органов власти проходит прозрачно, правда, впервые за достаточно длительный промежуточный период компания "КрасЭйр" решила информировать об этих мероприятиях именно центральный аппарат ФАС, а не региональное управление".

Тем временем в "Емельяново" началась реконструкция взлетно-посадочной полосы, поэтому часть веерных стыковочных рейсов "КрасЭйр" была на летний период перенесена в Кемеровский аэропорт. По четвергам в Кемерово прибывают семь рейсов с запада (из Москвы, Санкт-Петербурга, городов юга России), и в течение 3-4 ч пассажиры с этих рейсов направляются по четырем маршрутам на восток (в Благовещенск, Якутск, Владивосток и Южно-Сахалинск). Так что хаб красноярской "Авиасистемы" вынужденно оказался "блуждающим", что отчасти соответствует самой современной западной концепции rolling hub.

Добавить комментарий